ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ. МАРАФОН ЗДОРОВЬЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ. МАРАФОН ЗДОРОВЬЯ

СОГЛАСОВАНО
Начальник
Управление образования
Администрации города Реутов
Московской области
__________/Розанов В.Л./

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ СОШ № 5
города Реутов Московской области
____________ /Евдокимова И.К./
Приказом №___ от _______2013 года

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ. МАРАФОН ЗДОРОВЬЯ»
на 2013-2015 гг.

Проект обсужден на педагогическом совете
Протокол № _ от ________2013 года
Одобрен Управляющим Советом щколы
Протокол № _ от ________2013 года

город Реутов Московской области
2013
Содержание

1. Введение 3
2. Цели, задачи, сроки реализации, целевые группы проекта 4
3. Основные проблемы и обоснование актуальности проекта 5
4. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
5.Основные направления проекта 6
7
6.Степень готовности школы к реализации проета 8
7. Сроки и этапы реализации проекта. 16
6. Финансовое и ресурсное обеспечение 28
7. Формы организации сетевого взаимодействия 30
8. Адрес размещения в сети Интернет 31

Введение
В концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» главными задачами современной школы определено следующее: «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как было отмечено, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Сохранение и укрепление здоровья школьников — одно из основных направлений развития общего образования.
Анализ факторов, отрицательно влияющих на здоровье обучающихся, потребовал существенных изменений в содержании, организации и формах работы педагогического коллектива по сохранению здоровья.
При разработке проекта и обозначения его целей мы исходили из имеющихся сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов школы, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Обучение – это достаточно энергозатратный процесс, а между тем, участники образовательного процесса не владеют технологиями восстановления собственных сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. Чтобы научить детей восстанавливаться, учитель должен овладеть психолого-педагогическими методами и приёмами, способствующими здоровьесбережению школьников.
Тема проекта: «Здоровьесберегающая образовательная среда школы. Марафон здоровья»
Генеральная цель проекта: формирование идеологии здоровья и здорового образа жизни в условиях современной школы.
Цели проекта:
— модернизация организационно — педагогических, материально — технических, санитарно — гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
— развитие материально — технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской ра¬боты по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
— развитие организационного, программного и материально- технического обеспечения дополнительного образования обучаю¬щихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
— совершенствование системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
— разработка и апробация комплекса диагностических критериев результативности здоровьесберегающей деятельности.

Задачи проекта:
— усиление контроля за санитарно — гигиеническим состоянием школы;
— гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домаш¬них заданий и режима дня;
— освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегаю¬щих здоровье учащихся;
— планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
— развитие медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся, комплексное решение проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов;
— усиление профилактической работы с негативными явлениями в молодёжной среде – курением, употребления алкоголя, наркотиков;
— развитие системы внеурочной, кружковой, внеклассной и внешкольной работы с целью формирования здорового образа жизни учащихся;
— целенаправленное повышение квалификации участников проекта по направлению «Здоровьесберегающие технологии в школе» через участие в тематических интеллектуальных мероприятиях, обобщение и распространение собственного опыта;
— формирование гражданской идентичности, основываясь на идее сплочения участников образовательного процесса при подготовке к Олимпийским играм 2014 года.
Сроки реализации проекта: 2013-2015 гг.
Целевые группы проекта:
1. Администрация школы, обеспечивающая условия организации работы по здоровьесбережению и организующая методическое сопровождение деятельности учителей
2. Педагоги школы, изучающие и внедряющие инновационные технологии в учебно-воспитательнй процесс
3. Родители и специалисты в различных областях здоровьесбережения (медицинские работники, работники питания, тренеры спортивных секций, специалисты психологических центров)
4. Учащиеся, которые позволяют контролировать и направлять свою жизнь на сохранение и укрепление здоровья
5. Жители микрорайона школы
Реализация проекта основывается на нормативно – правовых документах:
— Федеральный закон «Об образовании»
— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
— План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р
— Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
— ФГОС НОО второго поколения
— Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы», утвержденная постановлением правительства Московской области от 29.08.2012 года №1071/32
— Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в городе Реутов на период 2012-2015 гг.», утвержденная постановлением Руководителя администрации города Реутов Московской области от 30.09. 2011 г. № 521-ПА
— Устав школы
— Программа развития школы на 2013 – 2017 г.г.
Проект обеспечивается квалифицированными педагогическими кадрами: наличием социальной, медицинской, достаточной материально – технической базой.
Основные проблемы и обоснование актуальности разработки проекта
Обновление школы связано с созданием новой практики образования и управления учебно-воспитательным процессом.
Проект базируется на образовательных, кадровых, материальных ресурсах школы. В основе проекта – создание целостной системы здоровьесберегающей деятельности школы, системный подход к обучению и воспитанию.
Понятие категории «здоровья» в настоящее время насчитывает около 40 определений. Академик В.П. Казначеев считает, что здоровье – это динамический процесс: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности, при максимальной продолжительности жизни». Жизнь человека можно рассматривать как постоянную адаптацию к устойчивому существованию организма в конкретной экологической среде, но способность восстанавливать физические и душевные силы для человека не бесконечна. Необходима смена режимов напряжения и отдыха.
Дети обладают разной стратегией здоровья и далеко не все могут выдерживать физические и психические нагрузки учебного процесса. Учебный процесс современной школы бесконечно активизирует, интенсифицирует действия педагогов в погоне за качеством знаний. Результат плачевный: качество знаний недостаточно высокое, мотивация на обучение у учащихся низкая, и о здоровье можно сказать только, что оно со знаком «минус». При интенсификации нагрузок забывается еще один важный навык — навык сохранения и укрепления здоровья. К сожалению, статистика показывает, что 20-30% детей приобретают функциональные нарушения центральной нервной системы, во время обучения в школе.
Отрицательная динамика состояния здоровья школьников определила наиболее остро стоящую проблему – отсутствие механизмов индивидуального сопровождения, комплексного мониторинга состояния здоровья детей. Кроме этого, идея личностно- ориентированного подхода в образовании и воспитании требует создания условий здоровьесохраняющего сопровождения образовательного маршрута каждого ребенка – это диагностика возникновения проблемы, информация о путях решения этой проблемы, консультации и практическая помощь на этапе решения проблемы. Темп жизни ребенка в учебном процессе задан и обусловлен стратегией и тактикой учителя и зависит от постановки задач.
Одним из конкретных шагов в этом направлении является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения научно-обоснованных эффективных технологий, сберегающих здоровье, что ведет к созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Чтобы избежать возможности появления негативных последствий необходимо заранее решить ряд ключевых проблем:
— отсутствие должной системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе про¬филактики вредных привычек, полового воспитания, недостаточное или неправильное использование физического воспитания и спорта и т.п.);
— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— проблема неполного охвата занятиями физкультурой и спортом обучающихся и недостаточной двигательной активности.
— проблема низкого уровня культуры здоровья всех участников образовательного процесса.
— проблема наличия довольно значительного количества обучающихся и их родителей, имеющих вредные привычки.
— проблема низкой мотивации обучающихся к достижению положительных результатов на уроках физической культуры
— несоответствие содержания и технологий обучения психолого-возрастным особенностям учащихся;
— неструктурированность образовательной деятельности школы как спектра основных и дополнительных образовательных услуг, доступных для различных групп учащихся;
— недостаточно квалифицированное научно-методическое, содержательное сопровождение школьника;
— несформированность в педагогической культуре образовательной деятельности школы ориентации на здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности.
— проблема ресурсного обеспечения здоровьесберегающей деятельности, пропаганде и просвещению здорового образа жизни и работы по олимпийскому образованию.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
— создание кадровых, материально-технических, информационных, научно-методических и социальных условий для здоровьесберегающей и просветительской деятельности, массового привлечения участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом;
— освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих технологий, использование современных средств обучения для построения здоровьесозидающей среды, дальнейшая разработка методик работы с обучающимися подготовительной группы здоровья на уроках физической культуры;
— повышение качества знаний учащихся на 10% и положительная динамика личностного роста обучающихся;
— увеличение охвата учащихся, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, освоение новых способов организации школьной жизни учащихся: школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление, социальное проектирование – 100% охват учащихся;
— активизация участия учащихся и родителей в организации учебно-воспитательных мероприятий;
— снижение заболеваемости учащихся в течение учебного года – на 25%;
— снижение количества учащихся школы, имеющих вредные привычки – на 20%;
— увеличение числа призеров в городских и областных спортивных соревнованиях – на 20%;
— оптимизация системы социального партнерства с учреждениями и службами города;
— расширение финансового обеспечения образовательного процесса через привлечение дополнительных источников финансирования.
Основные направления проекта
Целостная система работы школы в рамках реализации проекта позволит реализовать внутреннюю программу индивидуального соматического развития каждого ребенка, укрепит психику детей, сформирует у них уверенность в собственных силах и, следовательно, обеспечит лучшую регуляцию их образовательной деятельности. (позитивное отношение к школе и соблюдение общепринятых норм общественного поведения). Следовательно, в процессе обучения у учащихся повысятся соматические, психические и социальные резервы здоровья.
Оптимальные условия создания и развития системы здоровьесозидающей деятельности школы включают в себя следующие ресурсы: кадровые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические, организационные.
Содержание управления проектом в школе включает следующие функциональные компоненты: анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование, которые направлены на решение задач сохранения, укрепления и формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Проект предполагает регулярное ведение следующих видов мониторинга:
— параметрический: пропуски занятий по болезни учащихся (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, по триместрам и за год);
— тематический: анализ системы работы учителя по сохранению здоровья обучающихся в процессе урока и других форм учебной деятельности; анализ работы по формированию компетенций у учащихся в сфере здоровья и здорового образа жизни; анализ работы классных руководителей по формированию мотивации учащихся на здоровый образ жизни; контроль за работой столовой, расширение витаминных блюд в меню, охвата учащихся горячим питанием;
— итоговый: анализ состояния здоровья школьников, его динамика, комплексный анализ деятельности по сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового и безопасного образа жизни за учебный год.
Реализация проекта требует внесения в содержание внутришкольного контроля вопросов эффективного использования здоровьесберегающих технологий, форм и методов работы по формированию культуры здоровья обучающихся учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями.
Регулирование деятельности по реализации проекта осуществляется приказами директора, положениями, решениями Управляющего совета, планами работы.
Результативность реализации проекта определяется положительной динамикой системы здоровьесберегающей образовательной среды школы. Эта оценка динамики включает две основные группы показателей – количественные и качественные.
Количественные показатели предполагают:
— 100%-ный охват участников образовательного процесса здоровьесберегающей деятельностью;
— количественные изменения здоровьесберегающей системы: введение занятий по обучению детей культуре здоровья, программа оздоровления учителей и т.д.;
— количественные показатели здоровья школьников.
Качественные показатели характеризуются степенью создания условий для формирования системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе (кадровые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические, организационные).
В школе действуют секции баскетбола, волейбола, карате, футбола, художественной гимнастики, спортивных и бальных танцев.
Степень готовности школы к реализации инновационного проекта.
Уровень достигнутых показателей по подпрограмме «Марафон здоровья»
Школа богата спортивными традициями, всегда находилась и находится в центре спортивных событий города. Ежегодно учащиеся участвует во всех городских соревнованиях по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, настольному теннису, плаванию, лыжным гонкам, армрестлингу, шахматам и весёлым стартам.
С 2011 года с введением в 1 классах ФГОС в школе реализуется «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности реализуется с помощью предметов УМК «Школа России». Система учебников формирует установку школьников на здоровый и безопасный образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Перечень технологий, используемых на уроках физкультуры:
1. Здоровьесберегающие технологии (по Безруких М.М., Лях В.И.) с целью формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Внедрение — соблюдение гигиенических требований, наличие спортивной формы; создание благоприятного психологического климата на уроке; учёт психических и физических возможностей обучающихся при выполнении дифференцированных и индивидуальных заданий.
2. Групповые технологии (по Лакишин Р.Е.) с целью обеспечение активности ования с помощью организации совместной коллективной деятельности на уроке, коммуникативобучающихся в учебном процессе; достижения высокого уровня усвоения содержания образного общения, взаимопонимания, индивидуальной помощи каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и одноклассников.
3. Личностно-ориентированные технологии (по Беспалько В.П.) с целью обеспечения индивидуального подхода к обучающимся.
4. Игровые технологии (по Селевко Г.К.) с целью обучения правилам подвижных спортивных игр.
5. Технология проектно-исследовательской деятельности (по Селевко Г.К.) с целью обучения исследованию, пропаганде здорового образа жизни, представлению результатов исследований на школьной и городской научно-практической конференции.
6. Использование прикладного программного обеспечения для создания электронных баз данных (Microsoft) с целью автоматизации процесса отслеживания успехов учащихся по выполнению нормативов и спортивного роста на протяжении всех лет обучения (таблицы личных достижений учащихся).
7. Использование мультимедийных технических средств (цифровой видеокамеры, проектора) с целью усовершенствования техники и тактики игр, проведения вместе с учащимися анализа допущенных во время уроков, игр и соревнований ошибок и погрешностей.
8. Использование мультимедийных технологий для создания презентаций с целью охвата большего количества учащихся, в первую очередь детей 3-4 группы здоровья, в исследованиях по укреплению здоровья посредством здорового образа жизни и питания.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга¬низации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
Сложившаяся система включает:
— полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры)
— рациональную организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
— организацию часа активных движений (динамической паузы) между 2-м и 3-м уроками;
— организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
— регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (спортивных праздников, дней здоровья и безопасности, олимпиад, походов и т. п.)
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи осуществляется в ходе различных добрых дел (мероприятий):
— спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);
— занятия в спортивных секциях;
— туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
— классные часы, беседы,
— коллективно-творческие дела («Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;
— экскурсии, встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.
Для оздоровления детей проводятся уроки физкультуры с обязательной дыхательной гимнастикой; физкультура на воздухе в теплое время года, в зимнее время – катание на лыжах и плавание в городском бассейне.
Итогом спортивной и оздоровительной работы являются призовые места в городе и области. Ежегодно учащиеся школы участвуют в муниципальных и региональных конкурсах, олимпиадах и турнирах, показывая стабильно высокий результат.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий