Методика подготовки учащихся к заданию части С5 ЕГЭ по обществознанию

Методика подготовки учащихся к заданию части С5 ЕГЭ по обществознанию

Назначение задания и некоторые ошибки при его выполнении

Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о том общественном явлении, которое обобщено в данном понятии, в работе предъявляются на позиции С5.
Здесь требуется знание основных признаков указанного в задании понятия, кроме того, нужно правильно использовать данное понятие в самостоятельно сформулированных суждениях (предложениях).
Полное правильное выполнение данного задания оценивается в 2 балла.
Рассмотрим на конкретных примерах, какие типичные ошибки допускают выпускники при выполнении этих заданий.
Задание С5 одного из вариантов ЕГЭ сформулировано так:
«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах».
Как показали экзаменационные работы, примерно пятая часть выпускников не смогли раскрыть смысл понятия «социальная группа» и составить два предложения, содержащие информацию о социальных группах. Анализ ответов дает основание полагать, что выпускники, не справившиеся с заданием, не усвоили на теоретическом уровне рассматриваемое понятие. Познакомимся с некоторыми ответами.
Пример 1
«Страты — большие социальные группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества. Основная причина разделения людей на социальные группы — социальное неравенство».
Пример 2
«Социальная группа — это группа, находящаяся в одном социальном статусе и направленная на достижение какой-либо цели. В каждой социальной группе существует социальный престиж и у каждого есть своя социальная роль».
Пример 3
«Социальная группа — это обязательная социальная часть любого общества. При этом в одной социальной группе может быть только один класс людей».
Пример 4
«Социальная группа — исторически сложившаяся, относительно устойчивая группа людей, связанных общими обычаями, целями, традициями, интересами. Социальная группа может участвовать в социальной мобильности. Социальные группы входят в состав социальной системы».
Как показывают приведенные ответы, часть выпускников не видят разницы между понятиями «социальный класс», «социальная страта», «социальная группа». Так, в примере 1 само понятие «социальная группа» напрямую подменяется понятием «социальная страта»: «Страты — большие социальные группы…» А в примере 2 понятия «социальная группа» и «социальный статус» предстают как понятия-синонимы. Третий пример также подтверждает вывод о том, что не усвоено само понятие, поскольку, следуя логике высказанного утверждения, социальная группа равна социальному классу. В примере 4 раскрывается, по существу, смысл другого понятия — «общество».
Одновременно на основании ответов выпускников можно сделать вывод о качестве усвоения других понятий социологической сферы: «социальный класс», «социальная страта», «общество», которые, как и понятие «социальная группа», не усвоены на требуемом уровне.
В другом варианте на позиции С5 было предложено следующее задание:
«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии».
При анализе ответов обратило на себя внимание затруднение в определении границ понятия. Сравним два определения, которые выпускники дали в своих работах (примеры 5 и 6).
Пример 5
«Политическая идеология определяется как система политических, правовых, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности».
Пример 6
«Политическая идеология включает взгляды и принципы политических деятелей, служит образцом для ведения политики».
В первом случае границы понятия неправомерно расширены. Ученик относит к политической идеологии и религиозные, и философские, и даже эстетические взгляды. Второй ответ служит примером неоправданного сужения понятия: к носителям, приверженцам политической идеологии, выпускник относит только политических деятелей. И в том, и в другом случае затруднения связаны с определением границ понятия.
Другой типичной ошибкой, как и в ответах на задание, рассмотренное выше, является подмена понятия.
Пример 7
«В политической идеологии власть распоряжается денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресекать нарушения закона».
Очевидно, что признаки, указанные в данном ответе, характеризуют иное, гораздо более широкое понятие — «государство».
В целом сближение понятий «идеология» и «государство» оправданно. И многие школьники, выполняя вторую часть задания, показывали эту связь. Однако в ряде случаев характер этой связи искажался.
Пример 8
«Политическая идеология — это определенная идея, ценность, ориентир, поддерживаемый государством на основе создания им рекламы и пропаганды этой идеологии».
Пример 9
«Политическая идеология — это то, при помощи чего можно установить жизнь и деятельность всего государства. Несмотря на то что люди в государстве могут симпатизировать другой идеологии, в государстве только одна остается главной, принципам которой подчиняется весь народ».
Пример 10
«Политическая идеология — система взглядов государства на мир, политику».
Приведенные примеры (8-10) показывают, что выпускники почему-то совершенно забыли известные им из курса истории факты о существовании наряду с государственной (официальной) идеологией также и оппозиционной (например, марксистской идеологии в дореволюционной России, в странах Запада). Можно утверждать, что природа данной ошибки (как и ряда других) кроется, в частности, в отсутствии умения устанавливать при анализе определенного социального явления или процесса межпредметные связи (с курсом истории, литературы и др.).
С другой стороны, эта «забывчивость» отчасти связана с тем, что утеряна связь с более близким по смыслу понятием — «политическая партия». Оппозиционные партии и выдвигают отличные от официальных установок идеи. Есть отдельные работы, в которых такая связь прослеживается.

Пример 11
«Примерами политической идеологии являются консервативная, либеральная, коммунистическая, социал-демократическая. Каждая партия придерживается своей политической идеологии. В любой политической партии не может быть больше одной политической идеологии. В однопартийных странах политическая идеология является всеобщей и главенствующей в обществе».
Ответ оценен экспертами достаточно высоко. Действительно, в приведенных суждениях указанное понятие используется корректно, в нужном контексте. Ученик напрямую связывает партии и идеологии. В то же время он не дает ответа на первую часть задания — раскрыть смысл понятия «политическая идеология». Возможно, это просто упущение, но оценка работы неизбежно снижается.

Рекомендации
Для правильного выполнения данного типа заданий необходимо в первую очередь уметь раскрывать смысл предъявленных понятий. Обратите внимание: не давать строгие определения, а раскрывать смысл (содержание). Последнее означает, что экзаменуемый правильно указал общее (родовое) для данного случая понятие и назвал хотя бы несколько отличительных признаков. В логике содержание понятия — это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. При этом выделяют некоторые наиболее существенные признаки. Их называют основными. Эти признаки составляют основу качественной специфики изучаемого явления и фиксируются в определении понятия.
В курсе обществоведения изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему (например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй»). Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. Входят в состав курса и понятия меньшего объема, охватывающие часть того круга явлений, которые обобщаются широкими понятиями («индустриальное общество», «западная цивилизация» и др.). Это частные понятия. Есть и сравнительно небольшие по объему понятия («демографическая группа», «налог», «государственный долг» и др.), имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков.
Допустим, требуется раскрыть смысл понятия «дивиденд», которое является вполне конкретным. Попробуем подобрать к нему родовое понятие. Очевидно, это «доход». Таким образом, дивиденд — это разновидность дохода. Что же отличает его от других видов дохода? Из курса обществознания известно, что дивиденд неразрывно связан с акцией, являясь формой дохода владельца этой ценной бумаги. Путем таких несложных рассуждений мы раскрыли смысл понятия «дивиденд».
Теперь обратимся к широким по объему понятиям. Они, как правило, многозначны, т.е. наделены разными смыслами. К примеру, государство — это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование. Экономика — и общественное производство, и наука, его изучающая. Закон — и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти.
Если на экзамене встретилось подобное понятие, достаточно правильно раскрыть хотя бы одно его значение.
Рассмотрим в качестве примера понятие «наука». Науку можно рассматривать как особую систему знаний (здесь родовое понятие — «знания»). В этом случае возможно такое раскрытие смысла этого понятия: наука — это особая система знаний, отражающих объективные закономерности развития мира и добытых специальными средствами (вторая часть определения содержит специфические признаки понятия). Наука может трактоваться как область духовной жизни общества. В этом случае в качестве специфических признаков будет выступать то, что отличает науку, к примеру, от искусства или религии.

Вторая часть задания С5 предполагает формулирование двух суждений (предложений), в которых корректно используется указанное понятие. Для того чтобы создать такие суждения, следует расширить контекст рассмотрения понятия, например: показать значение, указать дополнительное свойство, отметить функцию, охарактеризовать этап исторического развития и т.п.
Например, понятие «частная собственность» может быть использовано в историческом контексте — частная собственность возникла на этапе разложения родового строя, а также в контексте экономического развития общества — необходимым условием предпринимательской деятельности является правовая защита частной собственности.

Практикум
1. Выберите из приведенного перечня понятия, которые можно отнести к многозначным:
первичная группа, общество, сословие, бюджет, законодательство, культура.
2. Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка.
Договор дарения, государство, акция, закон об образовании, труд, семья, ваучер, игра.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об избирательной системе.

Боева Е.А. 2012 г.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий