Педагогический коллектив школы ведёт работу по реализации подпрограммы «Одарённые дети. От детского сада до ВУЗа», цели и задачи которой:
1. Выявление одарённых и талантливых детей:
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одарённым детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей;
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы расширенного изучения предметов школьной программы и предметов школьного компонента;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных
олимпиадах.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых школьников:
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.
4. Поощрение одарённых детей:
— присуждение именной стипендии Губернатора Московской области для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта
5. Работа с родителями одарённых детей:
— совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и родителей.
6. Работа с педагогами:
— повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
— стимулирование работы с одарёнными детьми
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
В основе деятельности школы по вопросу развития одарённости ребёнка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одарённых детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одарённости у детей.
В школе разработана программа «Одарённые дети».
Основными направлениями реализации программы являются:
• раннее выявление способных и одарённых детей (ежегодные школьные олимпиады),
• организация их обучения на разных ступенях образования,
• индивидуальная поддержка одарённых детей,
• внедрение в учебный процесс специальных уроков и методик, способствующих развитию одаренности (развивающее обучение, ИКТ, проектная деятельность),
• создание микроклимата престижности одарённости.
Работа с одарёнными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учёбу, традиционно ведётся по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, химии, биологии, географии.
По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение не предусмотренных программным материалом, произведений с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Участие в конкурсах: Русский медвежонок, Кенгуру, КИТ, Золотое Руно, предметных чемпионатах формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объём знаний и расширяет кругозор.
Традиционно участвуют в различных конкурсах по изобразительному искусству, в которых имеют в этом году хорошие результаты.
Вся работа с одарёнными детьми проводится на уроке и во второй половине дня.
Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.
Работа с одарёнными детьми в нашей школе ведётся в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через:
1. Индивидуальную работу (консультации)
2. Массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней
3. Интеллектуальные игры
4. Развитие проектных методов
5. Широкое использование компьютерной техники и Интернета
6. Создание портфолио достижений
7. Чествование призеров и победителей на общешкольной линейке, родительских собраниях
Учитывая индивидуальные возможности учащихся в школе созданы и работают кружки и факультативы (дополнительные занятия) по интересам.
В 2014/2015 учебном году в школе работают следующие факультативы:
Моя безопасность
Культура общения
Ритмика
Подвижные игры
Умники и умницы
Риторика
Уроки вежливости
Весёлая информатика
Окно в мир науки
Мир вокруг и внутри нас
Русский фольклор
Азбука добра
Мир художника глазами ребёнка
Оригами
Культура народов России.
Кружки:
Театр и я
Баскетбол
ЮИД
Я-исследователь
Весёлая свирель
Каратэ
Хип-хоп
Бальные танцы.
В школьных кружках и факультативах всего занято 81,1% учащихся, кроме этого 51,6 % учащихся нашей школы посещают музыкальную студию Радуга и детскую художественную школу. Также организованы индивидуальные занятия по математике, русскому языку и английскому языку. На данных занятиях дается усложненный материал по предметам, задания развивающего характера, требующие осмысления, развивается творчество учащихся, большое внимание уделяется индивидуальной и дифференцированной работе с каждым учеником.
Учащиеся, посещающие кружки, активно принимают участие в школьных, районных и областных олимпиадах и конкурсах.
Одарённые дети принимали участие в предметных олимпиадах. С 10 октября по 14 ноября 2014 года в школе проходил I тур предметных олимпиад по следующим предметам:
математика (69 учащихся);
русский язык (57 учащихся);
обществознание (34 учащихся);
история (45 учащихся);
английский язык (9 учащихся);
биология (14 учащихся);
география (45 учащихся);
ОБЖ (31 учащихся);
литература (38 учащихся);
химия (18 учащихся);
физическая культура (34 учащихся);
физика (37 учащихся);
информатика (4 учащихся);
право (16 учащихся);
технология (46 учащихся);
химия (18 учащихся);
экология (13 учащихся);
экономика (10 учащихся);
духовное краеведение Подмосковья (2 учащихся).
Хорошим показателем является постоянное увеличение количества участников и призёров различных предметных конкурсов и олимпиад.
Результативность участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам:
В областном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 учебного года приняли участие победители муниципального этапа 7 учащихся нашей школы.
За I полугодие 2014/2015 учебного года учащиеся приняли участие в следующих конкурсах и предметных чемпионатах:
городской фестиваль фото и видео — творчества молодёжи Реутов – глазами молодёжи;
городской конкурс литературно-музыкальных композиций 85-летие Московской области;
городской конкурс Мама. Папа, Я – ПДД знает вся семья;
городской конкурс рисунка на асфальте Безопасный город глазами детей;
городской конкурс театральных коллективов;
городской конкурс эстрадной песни;
городской конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся Отечество;
городской конкурс Моё любимое стихотворение;
городской конкурс Проблемная зона;
городской Брейн-ринг посвящённый 70-летию ВПК НПО машиностроение м 100-летию со дня рождения В.Н.Челомея;
городской конкурс Снеговик; (1 победитель, 8 призеров)
городская выставка Рождественская звезда;(1 победитель, 3 призера)
городской конкурс творческих работ Дети войны; (1 победитель)
городской конкурс фестиваль-конкурс Пушкинский камертон;
городской конкурс бизнес-проектов; (призёры)
городской конкурс социальных проектов Я-гражданин России;
городская спартакиада допризывной молодежи города Реутов посвящённой
памяти воина — интернационалиста А.Лысенко; (победители)
городской конкурс Знайка; (победители в номинации Домашнее задание)
городской конкурс Живая классика; (1 победитель)
комплексная Спартакиада среди команд обучающихся; (победители)
Президентские состязания;
Президентские спортивные игры;
Русский Медвежонок — конкурс по русскому языку;
КИТ конкурс по информатике;
BritishBulldog — международный конкурс по английскому языку;
Золотое Руно — международный конкурс истории мировой культуры;
Кенгуру — международный математический конкурс
Проведена школьная научно-практическая конференция Виват, наука!, в которой приняли участие учащихся 2-11 классов.
Вывод: отмечается повышенная заинтересованность учащихся в саморазвитии и получения результатов внеучебной деятельности.
Рекомендации:
усилить ответственность школьных МО за проведением школьного тура предметных олимпиад и направлением победителей на муниципальный этап;
продолжить и развивать практику дополнительного образования одарённых школьников через систему дополнительного образования, организацию олимпиад, конкурсов, турниров школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровня.
Презентация Реализация программы «Одарённые дети» в МБОУ СОШ №5