План работы социального педагога на 2014 – 2015 учебный год.
I. Цели и задачи.
1. Профилактика возникновения проблемных ситуаций в жизни ребенка.
2.Защита и охрана прав ребенка в уже возникшей жизненной ситуации.
3. Взаимодействие субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем ребенка.
4.Диагностика проблем учащихся школы.
5. Создание психологического комфорта и безопасности для детей в школе, семье.
6. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
7. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий жизни детей, проживающих в семьях группы риска.
8. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, микросоциуме, в которых развиваются дети, установление причин затруднений во взаимоотношениях с окружающими и личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую жестокость.
9. Воспитание уважение к закону, нормам коллективной жизни.
10. Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.
Функции
Диагностическая.
- Посредническая.
- Коррекционно-реабилитационная.
- Охранно-защитная.
- Предупредительно-профилактическая.
- Просветительская.
Направления работы.
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
— проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения
— изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
— изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
— определение центров социально-культурного влияния на учащихся в школе с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
— социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка: изучаю личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализирую, систематизирую полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Провожу мониторинг социальной ситуации развития ребенка.
2. Социально- правовое
Социально- педагогическая защита прав ребенка – выявляю и поддерживаю учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке;
— выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
— защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:
— раннее выявление неблагополучных семей;
— создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.
— пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
— психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
— духовно-ценностное просвещение;
— содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Консультативное:
— социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке
— консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребенка.
5. Профилактическое:
— социально- педагогическая профилактика и коррекция – способствую своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового образа жизни, провожу профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе милиции, повышаю уровень правовой культуры учащихся и родителей, организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска», способствование пропаганде здорового образа жизни, повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения, организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений .
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка:
— сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
— развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтёрства, проектной деятельности):
— забота о больных, инвалидах и бедных, благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей, совместная работа с службой социальной защиты;
— охрана природы и памятников культуры;
— проведение игр и творческих занятий с детьми, и другое, всё, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
8. Методическое:
— организационно- методическая деятельность;
— анализ своей социально — педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства;
— участие в работе педагогических советов школы, методических объединениях классных руководителей по социально- педагогическим проблемам;
— участие в городских методических объединениях социальных педагогов;
— изучаю новинки методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и практики, провожу социально- педагогические исследования.
Основными чертами современного человека является готовность и умение непрерывно учиться; способность к логическому, аналитическому, критическому и конструктивному мышлению; способность к ответственным решениям; умение общаться и сотрудничать, точность и продуктивность; толерантность и ответственность, физическая и психическая выдержка — эти качества, возможно, развивать, реализуя комплексный подход. Моя социально-педагогическая деятельность позволяет осуществлять комплексный подход.
Такой подход помогает учащемуся реализовать интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом умения носят интегративный характер и формируются в рамках изучения всех школьных курсов и предметов, но образуются в ситуации активного использования их в учебных или жизненных ситуациях.
Задача социального педагога состоит
— во включении ученика в реализацию социально- значимой деятельности,
— поддержка в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке.
1. Объекты деятельности.
- Классный руководитель, учитель – предметник;
- Родители;
- Трудные дети (состоящие на разных видах учёта).
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | |
Работа с педагогами | |||
| Октябрь
Февраль
Апрель | Соц.педагог
Соц.педагог
Соц.педагог, зам.директора по ВР | |
| В течение года по мере необходимости | Соц.педагог | |
| В течение года | Соц.педагог, админи -страция школы, роди тельский комитет | |
| В течение года | Соц.педагог, психолог | |
| Ежемесячно | Классные руководители, соц.педагог | |
Работа с родителями | |||
1. Родительские лектории:
| Октябрь
Апрель | Соц.педагог
Соц.педагог | |
2. Индивидуальные беседы | По мере необходимости | Соц.педагог | |
3. Посещение на дому семей группы риска и учащихся, cтоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН и ОДН. | В течение года | Соц.педагог | |
4. Тестирование «Родители: друзья или враги?» | По планам клас- сных руководителей | Соц.педагог, психолог | |
5. Приглашение родителей « трудных» детей на заседание родительского комитета класса и школы. | Один раз в месяц | Соц.педагог, администрация школы | |
Работа с трудными детьми | |||
1. Выявление педагогически запущенных детей. Составление банка данных и картотеки постановки на внутришкольный контроль . | Сентябрь | Соц.педагог | |
2. Тестирование «Диагностика познаватель -ных интересов, потребностей, склонностей подростка» | Ноябрь | Соц.педагог, классные руководители | |
3. Контроль за посещаемостью занятий | Ежедневно | Соц.педагог, классные руководители | |
4. Индивидуальные беседы | По мере необходимости | Соц.педагог | |
5. Посещение классных часов, уроков | По мере необходимости | Соц.педагог | |
6. Посещение детей на дому с целью изучения условий жизни учащихся и проверки занятости во внеурочное время. | По мере необходимости | Соц.педагог | |
7. Приглашение учащихся на заседания Совета профилактики. | В течение года | Соц.педагог, зам.дир.по ВР | |
8. Проведение групповых занятий «В мире с собой и другими» | По плану | Соц.педагог | |
9. Встреча с инспекторами ОДН и КДН. | Ежемесячно | Соц.педагог, инспектор ОДН и КДН | |
1. Встречи с работниками правоохранительных органов, ОВД с целью предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних | Один раз в триместр | Соц.педагог, администрация школы | |
Работа с социально незащищёнными детьми | |||
1. Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:
Составление социального паспорта школы | Сентябрь — май | Соц. педагог, классные руководители | |
2. Изучение социально-бытовых условий многодетных семей. Посещение на дому | Октябрь, ноябрь | Соц. педагог, классные руководители | |
3. Изучение социально-бытовых условий детей, лишившихся одного из кормильцев. Посещение на дому. | Декабрь | Соц. педагог, классные руководители | |
4. Контрольное обследование социально – бытовых условий детей находившихся под опекой. Посещение на дому | Октябрь, апрель | Соц. педагог, классные руководители | |
5. Организация бесплатного питания для детей из малообеспеченных и многодетных семей | Ежемесячно | Соц. педагог, классные руководители | |
6. Изучение социально – бытовых условий жизни неблагополучных семей. Посещение на дому. Контроль | Октябрь, апрель | Соц. педагог, классные руководители | |
7. Содействие в оказании материальной помощи детям из многодетных и малообеспеченных семей | В течение года по мере возможности | Соц. педагог, администрация ОУ | |
8. Содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детям из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей | Май — август | Соц. педагог, администрация ОУ |
Социальный педагог Андропова Е.М.
План работы социального педагога на 2014 – 2015 учебный год в формате Word