Тема: Правописание личных окончаний глаголов. Закрепление орфографических умений.
Задачи урока:
— закрепить освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов (применение нужного правила);
— совершенствовать умение осуществлять орфографический самоконтроль;
— развитие умения обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость;
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» автор Т.Г. Рамзаева.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
– Ребята, послушайте стихотворение.
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам…….. (глагол).
-Как изменяются глаголы? (по временам, числам, в прошедшем времени — по родам, в настоящем и будущем – по лицам).
— Как называется изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени? (спряжение).
— Сегодня мы будем отрабатывать алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов.
III.Словарная работа.
Начнем со словарной работы.
На слайде написаны слова: п.. беда, тр.. вога, св.. бода, ..бед, адр..с, д..журный.
— Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от них однокоренные глаголы, записывая их в неопределенной форме.
У детей в тетради запись: Победить, тревожить(ся), освободить, обедать, адресовать, дежурить.
— Почему форма, в которой записаны у вас глаголы, называется неопределенной? ( Ни время, ни число, ни лицо, ни род у нее не определяется).
— Давайте вспомним, как по неопределенной форме узнать спряжение?
— Определите спряжение записанных глаголов.
— Перечислите личные окончания, которые напишите, если выясните, что глагол II спряжения. А если I?
— Проспрягайте глагол дежурить. Работа выполняется с комментированием.
У детей в тетради запись:
я дежурю
мы дежурим
ты дежуришь
вы дежурите
он дежурит
они дежурят
IV. Работа над материалом урока.
1. — Давайте посмотрим, всегда ли по неопределенной форме можно узнать спряжение глагола? Поработаем над глаголами из стихотворения, предположите какого спряжения каждый из них.
Глаголу нравится читать, шуметь, играть, звенеть,
Работать и мечтать,
Шить, жить, свистеть и петь!
Дети выписывают глаголы в столбик и указывают предполагаемое спряжение.
Читать – I
Шуметь – I
Играть – I
Звенеть – I
Работать – I
Мечтать – I
Шить – II
Жить –II
Свистеть -I
Петь — I
— Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2-го лица ед. ч., 2-го и 3-го лица мн. ч.
Дети дополняют запись:
Шуметь – I шумишь, шумите, шумят
Играть – I играешь, играете, играют
Звенеть – I звенишь, звените, звенят
Работать – I работаешь, работаете, работают
Мечтать – I мечтаешь, мечтаете, мечтают
Шить – II шьешь, шьете, шьют
Жить –II живешь, живете, живут
Свистеть -I свистишь, свистите, свистят
Петь — I поешь, поете, поют
— Что вы заметили? (Что глаголы шуметь, свистеть, звенеть – второго спряжения, а глаголы шить, жить – первого спряжения).
— Как вы определяли спряжение? (По ударным личным окончаниям).
— Подтвердились ли ваши предположения? ( Нет, потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму).
— Что нужно помнить, чтобы не было таких ошибок? ( По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя).
— В каком случае поможет неопределенная форма глагола? ( Если личное окончание глагола безударное).
— Будьте внимательны при определении спряжения, чтобы не попасть в такую ловушку.
V.Физ.минутка. Учитель называет глаголы. Если глагол I спр. –приседают мальчики, если глагол -II спр. – приседают девочки.
VI. Отработка алгоритма при написании безударных личных окончаний глаголов.
— Вспомните алгоритм правописания личных окончаний глаголов.
(Сначала убеждаемся, что глагол в настоящем или будущем времени, затем ставим его в неопределенную форму, определяем спряжение, выясняем лицо и число. Затем вспоминаем нужную букву и пишем личное окончание).
1. Детям предлагается упражнение «Собери пословицы».
Без косы сена (не) выраст…ш..
Без заботы и репу (не) куп…ш…
Лежа пищи (не) накос…ш…
Без работы пряников (не) добуд…ш…
— Прочитайте пословицы, которые у вас получились. Какая тема их объединяет? Давайте проверим пропущенные орфограммы.
При проверке дети указывают спряжение и обобщают, как надо действовать, чтобы правильно писать личные окончания глаголов:
Без косы сена не накосишь. Н. ф. – накосить, на –ить, не искл., II спр. 2-е лицо, ед. ч. Окончание –ишь.
Без заботы и репу не вырастишь. Н. ф. –вырастить, на –ить, не искл.II спр., 2-е лицо, ед.ч. Окончание -ишь.
Следующие пословицы разбираются аналогично.
2. Картинный диктант.
На слайде появляются изображения предметов. Дети составляют словосочетания, употребив глаголы в 3 -м лице множественного числа. Выделяют окончания, указывают спряжения глаголов.
Дети проговаривают свои действия:
— ставим глагол в неопределенную форму
— Н. ф. на –ить ? (+ или -)
— является ли глаголом — исключением? (+ или — )
— определяем спряжение
— пишем личное окончание
Ножницами реж… Н.Ф резать (- , — ) Iспр.,3-ел., мн.ч., окончание ут.
Забивать (- , -) I спр. ,3 –е л.. мн.ч., окончание ют.
Пилить ( + , — ) II спр., 3-е л., мн.ч., окончание ят.
и т. д.
3. Упражнение на развитие орфографической зоркости и наблюдательности.
Ученик 4-го класса написал (на слайде появляется запись):
Грохочит вдали.
Услышишь крик.
Ненавидет лож.
Внимательно смотреш.
— Его друзья нашли в его работе 3 ошибки, а сколько найдете вы?
( Грохочет-Н.ф. грохотать (- ,-) I спр. е; Ненавидит – Н.ф. ненавидеть (- , + )
II спр. и ; Смотришь –Н. ф. смотреть (-, +) II спр. и; смотришь – 2-е л., ед. ч., ложь – 3скл.) – 5 ошибок.
4. Работа с учебником.
— Откройте учебник- упр. 481.
— Прочитайте текст.
— Что вам в тексте показалось интересным?
— Спишите самостоятельно текст, вставляя пропущенные буквы.
Проверка: дети объясняют пропущенные орфограммы.
VII. Рефлексия.
— Над чем работали на уроке?
— Для чего необходимы эти знания?
— Что было трудным?
— Что удалось? Что не удалось?
— Какие задания вам показались наиболее интересными?
Домашнее задание: упр. 487.