Выступление на педагогическом совете учителя русского языка и литературы Лузган Ирины Фёдоровны (2011 год)
В настоящее время, когда происходит становление новой системы образования,
главная роль отведена личности педагога, составляющими которой являются
высокий уровень профессиональной культуры, педагогическая этика.
Всегда ли с полной ответственностью понимают это сегодняшние учителя?
Почему возникают конфликтные ситуации?
Откуда барьеры в общении педагога с классом, с отдельными учениками?
Почему
к одному учителю на урок дети идут с удовольствием, а к другому просто идти
не хотят?
Чаще всего сами учителя, их поведение, способствует этому. Учитель всегда
должен помнить о речевой этике педагога, основанной на законах
педагогической риторики.
Например, учитель входит в класс после звонка. Как входит? По-разному! Часто
вместо приветствия учитель начинает разбираться, выяснять, обвинять и т.д. А
где же приветствие? Приветствие, от которого зависит многое, включая и то,
состоится или не состоится урок.
В приветствии учитель задаёт тон общению, «заражает» учеников своим
настроением, энергией, передаёт им своё доброжелательное отношение.
— Здравствуйте, ребята!
— Доброе утро, дети!
С этого, невзирая ни на что, должен начинаться урок. Это самое первое
правило речевой этики педагога.
Ещё один пример. Учитель входит в класс и начинает урок:
«Садитесь. Сегодня… Впрочем, в начале урока проверим домашнее задание.
Иди к доске, Иванов. Нет, у тебя уже много оценок. А вот у Петрова оценок
нет. К доске пойдёт Петров. Но вначале самостоятельная работа». Согласитесь,
что такое начало урока уже способствует созданию барьера в общении, а иногда
и ведёт к конфликту. Иванов, уже приготовившийся идти к доске: «Ну, всегда
так. Ну и что, что много оценок».
Петров: «Вы же сказали, что я пойду к доске».
Весь класс: «Какая самостоятельная? Мы не готовились! Вы нас не
предупреждали!»
И учитель, разразившийся тирадой по поводу того, что он лучше знает, что
делать, что к самостоятельной работе учащиеся должны быть готовы всегда.
Таким образом учитель, сам того не желая, непоследовательностью своей речи
создаёт почти конфликтную ситуацию. Учитель, входя в класс, уже должен
знать, с чего начнёт урок, в какой форме сообщит об этом классу.
Это второе правило, которое должен помнить и никогда не забывать учитель,
входящий в класс.
Каждый элемент урока, в том числе и выставление оценки, комментарий к
ответу, похвала, порицание имеет свою специфическую интонацию.
«Иванов! К доске!» Звучит как «Иванов! К барьеру!»
И совсем по- другому: «Иванов, пожалуйста, иди к доске.»
Или: «А Петров сегодня опять не готов?» Вопрос как приговор.
Учитель ведёт урок. Говорит как бы невзначай : «Вы, конечно, этого не
знаете».«Вы, конечно, ещё не слышали, не читали и т.д.». Для учителя это
подчас безобидные слова, а представим класс, постоянно такое слушающий.
А скажи учитель по-другому и никого не обидит: «Вы, возможно, этого не
знаете».
Таким образом, сам того не замечая, учитель подчёркивает эрудиционные
различия, а порою просто оскорбляет класс, отдельных учеников: «Впрочем, вы
этого и не можете знать». «Я сомневаюсь, чтобы кто-то из вас прочитал дома
эти главы. К тому же некоторые до сих пор читать не научились».
Доброжелательность в общении с классом, отдельными учениками – главное
правило речевой этики педагога.
И совсем недопустимо, когда учитель к одним ученикам в классе обращается
только по именам, к другим – только по фамилии. Такая «дискриминация» вряд
ли будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе.
Если в классе Саши, Маши, Кати, то Ивановых и Петровых быть не должно.
Неудачное речевое поведение учителя, его недоброжелательность могут привести
к откровенной неприязни, к тому, что учитель оказывается не на высоте, к
тому, что урок бывает сорван.
Существуют совершенно определённые «нельзя», входящие в речевой этикет
педагога.
НЕЛЬЗЯ:
— менять характер обращения к учащемуся в зависимости от его
подготовленности и конкретного ответа;
— делать замечания одновременно большинству учащихся; делать замечания в
виде долгих структур, периодов, отвлекающих внимание класса от темы;
— упрекать учащихся в недостатках, которые они не в состоянии исправить, тем
более превращать их в объект насмешек;
— читать неудачные работы с указанием имени автора, стремясь не исправить
сделанные ошибки, а развеселить аудиторию;
— формировать негативную мотивацию при введении задания или вызове к доске
(отсутствие оценок, двойка за контрольную, сомнения в подготовленности);
— произносить слова приветствия без оптимизирующей, настраивающей на работу
интонации, а слова прощания – с радостью по поводу завершения учебного
занятия.
Учитель должен всегда помнить, что речевая этика – это не только отбор
речевых средств, но и показатель профессиональной культуры педагога, его человеческих и личностных качеств.